Медицина о последних минутах жизни Христа.
Эксклюзивное научное исследование о том, что произошло на самом деле
Др. С. Трумэн Дэвис
В этой статье я хочу рассмотреть некоторые физические аспекты страданий
Иисуса Христа на кресте. Мы последуем за Ним из Гефсиманского сада,
через суд и пытку бичеванием, по крестному пути на Голгофу, до
последних крестных мук…
Физические страдания Христа начинаются еще в Гефсиманском саду. "И
находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови,
падающие на землю" (Лк. 22:44).
Современные богословы предлагают самые разнообразные фигуральные
толкования этой фразы, всякий раз исходя из того, что такого попросту
не могло быть. На самом же деле, не стоило так уж трудиться -
достаточно было обратиться к медицинской литературе. Hematidrosis, или
кровавый пот, - явление чрезвычайно редкое, но неоднократно
засвидетельствованное документально. В состоянии сильного
эмоционального стресса крошечные капилляры потовых желез могут
лопаться, и тогда кровь смешивается с потом. Этот процесс вызывает
сильнейшую слабость, а иногда и шок.
Ночью Иисуса схватили и потащили к первосвященнику Каиафе, где Он
предстал перед Синедрионом. Затем стражники завязали Ему глаза и
принялись глумиться, требуя, чтобы Он вслепую узнал каждого из них; на
Него плевали, били по лицу...
И вот наступил следующий день. Начинается подготовка к бичеванию. С
Арестованного срывают одежды и привязывают Его руки к шесту над
головой. Римский легионер делает шаг вперед. В руках у него бич -
флагрум (флагеллум). Это короткий кнут, состоящий из нескольких тяжелых
кожаных плетей, к концу каждой из которых крепятся два маленьких
шарика, свинцовых или костяных.
Свист бича - и свирепые удары обрушиваются на плечи, спину, ноги
Иисуса. Поначалу плети рассекают только кожу, потом проникают глубже в
подкожные ткани. Кровь сочится из капилляров и вен, затем начинает
хлестать струей из мышечных артерий. Свинцовые (костяные) шарики
образуют обширные кровоподтеки, которые быстро превращаются в открытые
раны. Очень скоро спина превращается в сплошное кровавое месиво, с
которого свисают длинные полоски кожи. Видя, что Избиваемый близок к
смерти, центурион приказывает прекратить бичевание.
Иисуса, почти потерявшего сознание, отвязывают, и Он падает на каменные
плиты, истекая кровью. Римские солдаты потешаются над Евреем из
захолустного городка, возомнившим Себя Царем! Они набрасывают Ему на
плечи багряницу и суют в руку трость; для полной потехи не хватает
только венца. Солдаты сооружают подобие венка из колючих ветвей,
которые обычно идут на растопку, и надевают Ему на голову, вдавливая
шипы глубоко в кожу. Солдаты насмехаются над Ним, бьют по лицу, затем
вырывают из рук трость и наносят удары по голове, отчего шипы впиваются
еще глубже. Вдоволь наглумившись и устав, наконец, от своих кровавых
забав, они срывают с Него багряницу, которая уже успела пропитаться
кровью и прилипнуть к спине. Это причиняет Иисусу невыразимую боль -
как если бы бичевание возобновилось; и раны вновь начинают
кровоточить...
В отличие от еврейского обычая, римляне возвращают Иисусу Его одежду.
Затем на плечи Ему водружают тяжелую перекладину креста - патибулум, и
процессия, состоящая из приговоренного к распятию Христа, двух
преступников и исполнителей казни - римских солдат с центурионом во
главе, медленно движется на Голгофу. Как ни старается Иисус идти прямо,
после вызванного кровопотерей шока, тяжесть креста для Него невыносима.
Он спотыкается и падает; грубая древесина врезается в открытые раны на
плечах… Он пытается встать - но сил уже не осталось. Тогда центурион,
озабоченный тем, чтобы казнь состоялась в срок, выбирает из прохожих
дюжего Симона Киринеянина и велит ему нести крест. Иисус следует за
ним, обливаясь холодным, липким потом - последствие шока. Наконец путь
в 600 метров из крепости Антония на Голгофу завершен. С Иисуса вновь
срывают одежду, оставив лишь дозволенную евреям повязку, прикрывающую
чресла.
Перед началом казни Иисусу предлагают вина с миррой - слабое
болеутоляющее средство, - но Он отказывается пить. Симону приказывают
положить перекладину на землю. Иисуса прижимают к ней и разводят Ему
руки в стороны. Легионер нащупывает углубление на запястье и быстро
пронзает огромным железным гвоздем, вколачивая его поглубже в
древесину, затем быстро переходит на другую сторону и проделывает то же
со вторым запястьем. Руки при этом слегка провисают, и ими можно
шевелить. Перекладину с висящим на ней Иисусом водружают на основание
креста и прибивают над ней титул. Надпись гласит:
"Сей есть Иисус, Царь Иудейский" (Мт.27:37).
Затем Ему скрещивают ноги, оставив их слегка согнутыми в коленях, и,
вытянув вниз стопы, протыкают подъем каждой длинным гвоздем. Вот теперь
Жертва распята. Из-за того, что Он медленно оседает, перемещая вес на
гвозди в руках, мучительная огненная боль пронзает пальцы, затем -
руки, и разрывается в мозгу - гвозди в запястьях давят на срединные
нервы. Он подтягивается вверх, чтобы унять усиливающуюся боль, и
полностью переносит Свой вес на пронзенные ноги. Происходит новый
приступ обжигающей боли от разрыва нервов между костями предплюсны ноги.
Далее руки ослабевают, и мышцы сковывают жестокие судороги,
сопровождающиеся непрерывной пульсирующей болью. Теперь Он уже не может
подтянуться: мышцы грудной клетки парализованы, из-за этого неспособны
действовать и межреберные мышцы. Он может вдохнуть воздух, но не может
выдохнуть. Иисус из последних сил пытается приподняться, чтобы сделать
хотя бы один короткий вздох. В конце концов, в легких и кровотоке
накапливается углекислота, и судороги частично утихают. Время от
времени Ему ценой невероятных усилий удается подтянуться повыше и
вдохнуть живительного кислорода. Несомненно, что именно в такие
мгновенья Он и произнес те семь коротких предложений, которые записаны
в Евангелиях.
Первое было обращено к римским солдатам, которые делили Его одежды,
бросая жребий: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают" (Лк.23:34).
Второе - к раскаявшемуся злодею: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь
со Мною в раю" (Лк.23:43). Третье - к охваченному ужасом и горем
Иоанну, возлюбленному апостолу: "Се, Матерь твоя!" (Ин.19:26, 27).
Четвертое - крик отчаяния, начало 21-го Псалма: "Боже Мой, Боже Мой!
для чего Ты Меня оставил?" (Мф.27:46).
Долгие часы этой непрекращающейся муки, судороги, от которых вот-вот
разорвутся суставы, наплывы удушья, жгучая боль в исполосованной спине
при движении вверх-вниз по грубому деревянному кресту… Но и это еще не
все. Начинается новое мучение: сокрушительная боль в груди, нарастающая
по мере того, как перикард медленно наполняется сывороткой и сдавливает
сердце.
Все почти кончено - потеря жидкости в тканях достигла критического
уровня; сдавленное сердце последними тяжелыми толчками посылает в ткани
густую медленную кровь; истерзанные легкие отчаянно пытаются ухватить
глоток воздуха; обезвоженные ткани шлют поток сигналов в мозг…
"После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание,
говорит: жажду" (Ин.19:28). Это - пятое, что Он произнес на кресте.
И снова вспомним пророческий 21-й Псалом: "Сила моя иссохла, как
черепок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти
смертной" (Пс.21:16).
К Его губам подносят губку, смоченную дешевым кислым вином, напитком
римских легионеров. Но Он, по всей видимости, уже не может пить; тело
Его вот-вот проститься с жизнью. Ощущая смертный холод, Он говорит:
"Совершилось" (Ин.19:30). Да, искупление совершилось. Теперь Он может
позволить Своему телу умереть. Последним немыслимым усилием Он
выпрямляет ноги, делает глубокий вдох и произносит Свои последние
слова: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой" (Лк.23:46).
Остальное вы знаете. Евреи попросили убрать тела распятых с крестов,
чтобы их видом не осквернять субботу. Обычно распятие завершалось тем,
что жертвам перебивали голени. После этого человек уже не мог
подтянуться на кресте, вся тяжесть ложилась на грудные мышцы, и потому
быстро наступало удушье. Солдаты так и поступили с обоими разбойниками,
но подойдя к Иисусу, увидели, что этого можно уже не делать...
Для того, чтобы убедиться в Его смерти, один из легионеров ткнул копьем
в пятый промежуток между ребрами, прямо в сердце, пронзив перикард. По
свидетельству Иоанна, "тотчас истекла кровь и вода" (Ин.19:34). "Водой"
здесь названа жидкость из околосердечной сумки; кровь же текла из
самого сердца. Таким образом, у нас есть весьма убедительное посмертное
доказательство того, что наш Господь умер не обычной при распятии
смертью от удушья, но от острой сердечной недостаточности...